Все автовладельцы ужасаются стремительному росту бензина, и если личный транспорт является острой необходимостью, всерьез рассматривается перспектива перехода на газ. Это отличная альтернатива, позволяющая существенно сэкономить на заправках, при этом топливо предлагается практически на всех СТО и в его качестве можно не сомневаться. Но модернизировать оборудование решится не каждый, ведь задача сложная и требует времени, сил и денег. Несмотря на быструю окупаемость, специалисты рекомендуют в первую очередь учитывать все плюсы и минусы ГБО.
Что такое ГБО на машину
Газовое (LPG) оборудование — сложная система, позволяющая автомобилю с бензиновым двигателем эффективно работать на сжиженном газе. Подача топлива осуществляется через специальные баллоны, установленные на крыше или багажнике автомобиля. Устройство монтируется специалистами и часто используется как вспомогательное устройство. Что нужно знать о ГБО и его установке:
-
Установка системы — серьезное вмешательство в конструкцию автомобиля.
- Работает со смесью метана или пропан-бутана.
- Процесс конвертации подлежит обязательной регистрации в ГИБДД до сдачи технического экзамена.
- Стоимость установки зависит от выбранной марки, поколения системы, производителя и сложности работ.
важно знать! ГБО можно установить практически на любой современный автомобиль, а на некоторых автомобилях это разрешено самим производителем, о чем есть примечание в документации. Владельцам таких автомобилей повезло, так как процесс регистрации в ГИБДД упростится.
Шесть поколений ГБО
Перевод автомобиля на газ имеет свои плюсы и минусы, и вы должны узнать их, прежде чем начинать весь процесс. Прежде всего, следует понимать, что все установки, представленные на рынке, различаются по функционалу, поколению и производителю. Рассмотрим их основные отличия:
- Первый. Примитивное устройство, выделяющееся среди всех остальных. Первоначально он устанавливался на двигатели с карбюраторами, но позже стал использоваться вместе с системами впрыска. Дозированное топливо подавалось через регистр мощности, который закреплялся на патрубке, ведущем к смесителю.
- В соответствии с. Отличительной особенностью первого варианта является подача топлива в «автоматическом» режиме, благодаря установленному блоку управления. Несмотря на свою старость и примитивность, ГБО-2 по-прежнему популярен, особенно в России. Объясняется это доступностью и простотой монтажа. Из минусов специалисты выделяют невысокий КПД.
-
В третьих. Установить такое оборудование не на каждый автомобиль возможно, так как обязательным требованием является наличие распределенного впрыска топлива. Количество дозируется благодаря специальным индикаторам. В отличие от предыдущей системы, имеет датчик давления (газоанализатор) и индивидуальную подачу смеси в каждый баллон отдельно.
- Четвертое. Отличается более совершенной системой работы за счет изготовления последовательного питания, а также установки электромагнитных форсунок. Их работа контролируется ЭБУ. При выборе дозировки подачи топлива учитывается показатель давления. Сегодня эта система считается одной из самых распространенных, так как ее цена находится в доступных пределах, а эффективность намного выше, чем у предыдущих типов. В отличие от второго варианта, 4-е поколение позволяет обеспечить высокую надежность работы двигателя, снизить расход топлива и снизить затраты на обслуживание самой системы.
- Пятое. Ею сегодня мало кто пользуется, так как цена завышена (порядка 80-100 тысяч рублей), и для многих владельцев нецелесообразно тратить такую сумму. Отличительные особенности — подача топлива в цилиндр в жидком виде, где оно переходит в газообразное состояние. В системе нет газового редуктора. Форсунки подают сжиженный газ прямо в коллектор. Обычно его устанавливают на автомобили, где установка 4-го поколения технически невозможна.
- Шестое. Самый современный из всех, он имеет свои особенности. Топливо подается в сжиженном виде: блок клапанов, называемый селектором топлива, врезается в провод между бензобаком и двигателем. С его помощью система при необходимости переключается с бензина на газ и наоборот. В 6 поколении нет газовых редукторов и газовых форсунок, подача осуществляется через форсунки форсунок двигателя.
На территории нашей страны наибольшее распространение получили 2-е и 4-е поколение, а 6-е даже не было в продаже. Но специалисты уже подсчитали, что его стоимость будет вдвое меньше той, что сейчас предлагается для 5-го поколения. Объясняется это просто: технология все еще новая, запатентованная и в ближайшее десятилетие не будет предлагаться по низкой цене.
Газ, как альтернатива бензину
Перевод автомобиля на газ в большинстве случаев проводится в целях экономии, так как в среднем его стоимость по России вдвое дешевле бензина. Например, за литр АИ-92 на заправке придется отдать 43-45 рублей, а пропан-бутан продается по 22 рубля. Это вдвое снижает стоимость заправки личного автомобиля. Такая ситуация наблюдается и в других странах. Разница объясняется довольно просто, потому что деньги тратятся на добычу и переработку нефти, а бензин получается как побочный продукт, а газ выделяется естественным путем. Кроме того, есть и другие преимущества газа:
- Сохранение масляной пленки. Бензин действует на него более агрессивно и быстро приводит к износу цилиндро-поршневого узла, что сказывается на сроке службы в целом. Поскольку бензин не попадает в масло и не разжижает его, в двигателе он прослужит намного дольше.
- Увеличение срока полезного использования растения. Выбрав бензин для автомобиля, можно продлить срок службы двигателя, повысить его производительность и снизить уровень шума.
- Уменьшите количество негативных выбросов в атмосферу. При сжигании этого типа топлива образуется меньше токсинов, что было подтверждено измерениями.
- Высокое октановое число. Топливо также подходит для быстроходных двигателей.
- Хозяйственное использование. Когда в баллоне заканчивается бензин, машина не останавливается сразу, а проезжает за счет паров еще около 2–3 км — обычно этого достаточно для ближайшей заправки.
- Экономичный расход. При заправке бензиновые автомобили дешевле не только по цене топлива (в два раза ниже, чем на бензин), но и по экономному расходу. С одним баком автомобиль может проехать больше, чем с полностью заправленным бензобаком.
Установка ГБО на автомобиль имеет свои плюсы и минусы, а кроме плюсов нужно знать возможные минусы. Их тоже очень много, поэтому использование бензина по-прежнему актуально. Основные недостатки системы:
-
необходимо постоянно следить за всеми элементами и узлами системы, давлением в ней и другими показателями во избежание протечек.
- Снижение мощности двигательной установки примерно на 7-10%.
- Проблемы с запуском силовой установки, особенно зимой, так как двигатель может замерзнуть и его нагреть проблематично.
- Давление в баллоне летом сильно повышается, поэтому заполнять его полностью не рекомендуется.
Еще один существенный недостаток — стоимость баллонного оборудования. Особенно это касается современных установок 4-го и 5-го поколения, а шестая в нашей стране даже официально в продажу не поступила.
важно знать! Для большинства автомобилей переделка системы просто нецелесообразна, поэтому специалисты рекомендуют обязательно взвесить все за и против газового оборудования на машине, учесть ключевые моменты и только потом принимать решение.
Целесообразность перевода
Если автомобиль работает на газе, плюсы и минусы будут отличаться от автомобилей, работающих на бензине. Но многие владельцы хороших автомобилей в целях экономии топлива проводят дооснащение, которое по разным причинам нецелесообразно. Планируя это, вы должны учитывать не только экономику самой системы, но и стоимость ее установки.
Оборудование 1-го и 2-го поколения стоит недорого, но на современные автомобили оно не устанавливается, а в основном используется на автомобилях с карбюраторным двигателем. Большинство современных устройств стоят на порядок дороже. На 2021 год изменились правила выдачи ГБО, процедура непростая и стоит в среднем 10000 рублей. Если годовые затраты на топливо не превышают полученных предварительных оценок, переводить нет смысла. Установка актуальна, если транспорт постоянно используется на дальние расстояния или интенсивно эксплуатируется в городе.
Мифы о газовом оборудовании
Рассматривая все плюсы и минусы HBO, многие принимают во внимание распространенные заблуждения. Часто они не позволяют принять объективное решение, заводить машину на газу или нет. Рассмотрим основные из них:
- Бензиновый автомобиль — опасный автомобиль на дороге. Наиболее распространенный пример — газовоз, который несет большое количество горючих природных ресурсов и может взорваться в случае аварии. На самом деле цилиндр достаточно толстый, чтобы не разлетаться при первом ударе и устанавливается в месте, где вероятность резкого изменения давления минимальна. К тому же качественное оборудование и работа профессионалов (лучше выбирать госкомпанию) — хороший залог безопасности на трассе.
- Дорогой сервис, съедающий все сбережения. ГБО, установленное с соблюдением всех требований и норм, способно работать без сбоев долгие годы. Периодически необходимо проходить плановые технические проверки, но они не дороже обычных. В услугу входит замена фильтра, проверка генератора, слив конденсата из коробки передач и проверка качества тормозов. Работа мастера обходится по оговоренным тарифам, например, для бензиновых или дизельных двигателей.
- Ухудшение динамики автомобиля. Это справедливо только для растений третьего поколения. В остальном потери мощности отсутствуют или они минимальны, даже если речь идет о грузоперевозках.
- Цилиндры занимают весь багажный отсек. Об этом обычно говорят люди, которые на самом деле не видели размеров установки. Обычно ГБО отводится много места в небольших авто, не отличающихся большими размерами, в других ситуациях потребуется минимум места.
Кроме того, некоторые автомобилисты отказываются от установки, так как опасаются таскать такой взрывоопасный багаж и опасаются постоянного присутствия запахов в салоне. На самом деле это возможно только с убытком, в остальных случаях аромат не ощущается ни снаружи, ни внутри автомобиля.
Стоимость перевода
Взвесив все достоинства ГБО, также необходимо приблизительно посчитать, во сколько обойдется его установка. При разработке приблизительной сметы необходимо учитывать марку и модель автомобиля. Обычно цены варьируются в следующих пределах:
- Иномарки на карбюраторном двигателе — 14 000 — 30 000 руб.
- Отечественный ВАЗ или ГАЗ — 15-25 тысяч рублей.
- Иностранные автомобили с одной форсункой — 20 000 — 35 000 руб.
- Транспорт иностранного производства с механическим инжектором — 30 000 — 45 000 руб.
- Иностранные марки с полным инжектором — от 40000 и выше.
важно знать! Не забывайте, что установленное оборудование впоследствии необходимо будет оформить, поэтому важно учитывать необходимость уплаты госпошлины, брокерских услуг, получения диагностической карты и экспертного протокола.
Переводить ли личную машину на газ каждый решает сам, ведь у такого процесса есть свои плюсы и минусы. Системы последнего поколения позволяют переключаться с газа на бензин по своему усмотрению, благодаря переключателям. Старые версии легко устанавливаются, но эффективность их использования ниже. Очевидные преимущества сжиженного газа как основного топлива часто перевешивают, но не забывают учитывать особенности работы каждой машины. На самом деле после установки ГБО требует большего внимания, регулярного обслуживания и технического осмотра. Поэтому экономия не должна быть решающим фактором.