Под землей водоема в Российской Федерации понимаются специализированные земельные участки, на которых расположены водные объекты и их водоохранные зоны, водозаборные полосы, водозаборные зоны, гидротехнические сооружения и другие территории, объекты и сооружения.
Основная часть указанных земель относится к водным объектам:
Российское законодательство относит земли водного фонда к особо охраняемым. На их территории разрешена законная хозяйственная деятельность в соответствии с целевым назначением и правовым режимом.
- Охранный режим фонда
- Запрещенное и разрешенное использование земель
- Режим собственности
- Аренда земель водного фонда
- Перевод земель водного фонда в другую категорию
- Земли водного фонда
- Понятие и виды таких земель
- Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение
- Перевод и изъятие земель водного фонда. Охрана таких земель
- Статья 102. Земли водного фонда
Охранный режим фонда
Любая защита включает в себя систему специальных мер, направленных на регулирование, сохранение и восстановление объекта защиты. Отношения по землеустройству водного фонда состоят из предоставленных прав и возложенных на участников таких отношений обязанностей.
Три основных направления охранной деятельности:
Основными задачами режима особой защиты являются контроль загрязнения воды и земли, установление правил строительства, эксплуатации и сноса зданий, а также санитарных зон вблизи источников воды.
Надзор за соблюдением законодательных и нормативных актов по охране земель водного фонда осуществляется уполномоченными должностными лицами — государственными инспекторами в области использования и охраны природных объектов. Водные, земельные, гражданские, уголовные и соответствующие федеральные законы регулируют определенные положения земельного правового режима, включая ответственность за нарушения.
Запрещенное и разрешенное использование земель
Водный кодекс Российской Федерации четко определяет понятие водоохранной зоны. Это территории в границах водных объектов, на которых установлен особый правовой режим деятельности и хозяйства. На этих территориях принимаются специальные меры по очистке и сохранению ресурсов (совершенствование технологий, очистка поверхностей, контроль использования и т.д.).
Список запрещенных видов деятельности в водоохранных зонах:
В пределах водоохранных зон и прибрежных зон допускается проектирование, строительство, эксплуатация коммунальных и иных объектов, при условии, что эти предприятия оснащены специальным оборудованием:
Режим собственности
Субъектами водных правоотношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, пользователи (физические лица — для собственных нужд, юридические лица — для ведения хозяйственной деятельности по специальной лицензии).
Водные объекты и земли фонда находятся в федеральной собственности. Муниципалитеты и частные лица имеют это право только на изолированные водные объекты. Субъекты РФ — только для тех танков, которые полностью находятся в границах субъекта и не принадлежат федеральной собственности.
В частной собственности могут быть объекты, отвечающие следующим требованиям:
- Изоляция и изоляция.
- Небольшая территория.
- Отсутствие воздуховодов.
- Отсутствие сообщения с другими водными объектами.
Водные объекты находятся в исключительной юрисдикции Российской Федерации:
- Находится на территории двух и более субъектов.
- Отвечает за оборонные нужды и другие нужды федерального значения.
- Они являются средой обитания охраняемых и редких видов рыб.
- Пограничные воды, внутренние и территориальные моря.
- Это курортные зоны, особо охраняемые природные территории, лечебные и оздоровительные зоны федерального значения.
Аренда земель водного фонда
Чтобы арендовать участок водоохранной зоны для собственных нужд, необходимо заключить договор водопользования. Целями аренды могут быть:
- Восстановление ресурсов с поверхности.
- Использование акватории в рекреационных и не рекреационных целях.
- Использование акватории для производства электроэнергии (без забора).
Заключение договора арендодателем осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов и его подразделениями (в отношении федеральных водных объектов), уполномоченным органом субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления (в отношении коммунальные товары).
В контракте должны быть указаны информация и границы объекта, цель использования, срок, порядок оплаты, ответственность, условия изменения и расторжения контракта.
Суть договора сводится к сдаче в аренду, требуется регистрация в государственном реестре воды. Максимальный срок тюремного заключения составляет двадцать лет, по истечении которого сознательный арендатор имеет право первого отказа от пересмотра условий договора.
Для этого нужно подать заявление в орган (не позднее, чем за три месяца до истечения срока).
Водопользователь также может передать свои права другому лицу с согласия органа, заключившего договор (кроме договора на водоснабжение).
Важно! В случаях, предусмотренных законом, при наличии нескольких претендентов на сайт проводится аукцион.
Регулирование отношений по аренде земельных участков на водном объекте осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Его положения регулируют ответственность сторон, включая штрафы, пени и так далее. Ситуации, не предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, рассматриваются в соответствии с Водным кодексом.
Для регистрации необходимо подать заявку, в которой содержится информация о заявителе, наименовании и местонахождении цистерны, назначении и условиях использования. Вместе с приложением представлены:
Уполномоченный орган в течение шестидесяти дней должен рассмотреть заявку, согласовать ее условия с федеральными властями, принять решение и предоставить результат рассмотрения.
Согласовав все объекты, получив соответствующую лицензию на ведение предпринимательской деятельности, вы можете приступить к строительству в рекреационных и иных целях с учетом условий, указанных выше (о требованиях к объектам).
Объекты, находящиеся в федеральной собственности, также могут быть переданы на основании решения для нужд обороны или безопасности.
Местные власти могут передавать землю по решению и для других целей. Содержание аналогично контракту на водопользование.
Лицо подает заявление, орган в течение тридцати дней принимает решение — мотивированное согласие или отказ. Отказ может быть обжалован в суде.
Перевод земель водного фонда в другую категорию
Согласно Федеральному закону от 25.07.2012 г. 127-ФЗ от 21 декабря 2004 г перевод осуществляется в следующих случаях:
- Создание особо охраняемой территории на территории водоема.
- Размещение строений и других объектов муниципального или государственного значения (при отсутствии альтернатив).
- Изменение границ поселения или создание новых границ.
- Изменения, исчезновения, смещения границ водных объектов (только с заключением экологической экспертизы).
- Обозначение этого перевода в соответствующем разрешении при вводе в эксплуатацию искусственного земельного участка на водоеме.
Обратный перенос земель может происходить, если они заняты водными объектами, если были возведены гидротехнические и другие сооружения, или если были созданы водохранилища. Возможен перевод и в случае изменения положения танка.
Земли водного фонда
К землям водоема относятся те почвы, которые расположены на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и т.д.), А также различных построек и водоохранных сооружений, права прохода водных объектов, различные водно-технические объекты.
Содержание
Вся земля, согласно действующему законодательству, имеет свой особый статут. Поэтому порядок эксплуатации земель, относящихся к водному фонду, осуществляется не только в соответствии с Земельным кодексом, но и с Водным кодексом России.
Понятие и виды таких земель
К землям водоразделов относятся те почвы, которые расположены на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и т.д.), А также различных водоохранных зданий и сооружений, отводных водоемов, различных объектов гидротехники. Несмотря на то, что согласно Водному кодексу Российской Федерации водные ресурсы являются естественными и возобновляемыми, они по-прежнему остаются уязвимыми и ограниченными. Поэтому контроль за их использованием осуществляется государством.
Земли водного фонда делятся на несколько типов, которые четко описаны в Водном кодексе Российской Федерации:
Земли водного фонда (или водного фонда) — это все объекты, а точнее их совокупность, которые расположены на территории Российской Федерации. Фактически под понятием водного фонда понимаются все его существующие виды.
Акваторией называют все водные пространства, которые находятся рядом, в пределах любого водоема, независимо от того, как он был создан: даже естественным способом, даже искусственным. Под водными объектами понимаются все водоемы, имеющие знаки, позволяющие признать их водными землями.
В Водном кодексе Российской Федерации под водными ресурсами понимаются все водные ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые могут использоваться, используются, находятся под охраной государства. К ним относятся, например, подземные источники с питьевой водой.
Под водным хозяйством следует понимать все виды деятельности, связанные с использованием, изучением, охраной водных объектов и их ресурсов, а также ликвидацией водных катастроф. Водный режим — это уровень воды в водоеме (любом водоеме, существующем на территории страны), который может изменяться в сторону увеличения или уменьшения.
Правовой режим земель водного фонда определяется действующим законодательством, находится под контролем государства и ему подчиняется.
По составу почв водного фонда все водные почвы условно делятся на две большие категории:
Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение
Земли водного фонда имеют ряд собственных объектов, находящихся в ведении государства и прописанных в действующем законодательстве. Поэтому все существующие сооружения согласно Водному кодексу России делятся на две большие категории: подземные и наземные. Их описание и правовой статус указаны в статье 5 действующего Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно этой статье, объекты, которые расположены над землей, включают:
Все эти объекты являются собственностью государства, если иное не предусмотрено нормативными актами того или иного субъекта федерации. Их границы установлены законом. К поверхностным водным объектам относятся не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются побережьем.
Для каждого из существующих объектов границы задаются отдельно. Таким образом, границей морской территории является стабильный уровень воды в море и, если он изменяется из-за приливов и отливов, то по линии максимально возможного водозабора.
Границы торфяников определяются как можно более глубокими залежами торфа, реками и другими ручьями — измерением уровня воды, когда ручьи не замерзают. Это основано на данных, собранных за многие годы, а не только за год.
Все существующие застойные бассейны имеют собственное определение границ, идентификация которых осуществляется путем измерения естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса Российской Федерации к объектам, расположенным под землей, относятся:
Границы водных земель, не находящихся на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных ресурсов.
Перевод и изъятие земель водного фонда. Охрана таких земель
Правовой режим земель водного фонда устанавливается таким образом, что большая часть объектов таких земель находится в федеральной собственности. Физические лица, муниципалитеты, юридические лица могут владеть или являются своей собственностью только небольшими водоемами или озерами на прилегающей территории, если они находятся в частной собственности этих людей.
При этом законодательством предусмотрено обязательное отчуждение как водного объекта в пользу государства, так и прилегающих земель, поскольку одно не может существовать без другого. Примечательно, что такие земельные участки нельзя делить на части, отчуждению подлежит весь участок в его границах.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 28.07.2012 г. 172, земли, не находящиеся в государственной собственности, могут быть изъяты и переведены в другую категорию, в том числе в категорию водных ресурсов, в случаях, когда это необходимо для реализации государственных нужд. При этом необходимо учитывать все нормы, особенности и нюансы действующего законодательства.
Согласно той же статье 6 Федерального закона п. 172, до сообщения собственнику земли, кем бы он ни был (имеется в виду юридическое или физическое лицо), местные или федеральные органы переводят землю из категории в категорию, чтобы ее можно было использовать по назначению.
Перевод земель водного русла в другую категорию возможен только в случае утраты водными объектами на этих землях статуса «водных» и только в соответствии с действующими нормативными актами.
Согласно Земельному кодексу России органы местного самоуправления или федеральные органы власти имеют право строить или создавать любой водоем (в том числе водохранилище) не для изъятия земли у собственников, а для реквизиции во временное пользование, т.е ровно до завершения работ для строительства бассейна.
Сроки в законодательстве не очень ясны: реквизиция земли может длиться от двух до двадцати лет, в зависимости от того, кому принадлежит земля, а также от размера и назначения водоема.
примечательно, что в рамках Водного кодекса России право собственности на водные объекты предоставляется как физическим, так и юридическим лицам, представителям любых органов власти. В этом случае право собственности прекращается одновременно с утратой прав на земельный участок, на котором расположены водные объекты.
Основные особенности охраны земель водоема относятся к компетенции действующего законодательства по водным вопросам, которое включает как отдельные части Земельного кодекса России и Водного кодекса Российской Федерации, так и любого другого законодательства законодательные акты федерального и местного значения, определяющие правила пользования земельными и водными объектами. Охрана водных почв осуществляется исключительно на основании действующего законодательства.
Статья 102. Земли водного фонда
СТ 102 ЗК РФ
1. К землям водного фонда относятся земли:
2. На землях, покрытых поверхностными водами, формирование земельных участков не осуществляется.
3. Земля предназначена для строительства водохранилищ и других искусственных водоемов.
4. Порядок использования и охраны земель в водоеме определяется настоящим Кодексом и законодательством о водных ресурсах.
Базовым актом водного законодательства является ВК РФ, согласно п. 2 ст. 5 из которых к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе заливы, лиманы и т.д.); водотоки (реки, ручьи, каналы); водохранилища (озера, пруды, орошаемые карьеры, водохранилища); болота; естественные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах побережья.
Береговая линия (граница водоема) определяется: для моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодических изменений уровня воды — по линии максимального отлива; затопленные реки, ручьи, каналы, озера, карьеры — исходя из многолетнего среднего уровня воды в период, когда они не покрыты льдом; пруд, водоем — из расчета нормального уровня удержания воды; болота — по границе торфяной залежи на нулевой глубине. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
Согласно п.6 ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой полосы общественного водоема (прибрежная полоса) предназначена для общего пользования. Ширина прибрежной полосы общественных водоемов составляет 20 м, за исключением прибрежной полосы каналов, а также рек и ручьев протяженностью от истока до устья не более 10 км, в которых прибрежная полоса полоса находится 5 мес.
Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, регулируются гражданским законодательством, так как не регулируются ВК РФ и ТК РФ. Согласно п. 8 ст. 27 ТК РФ запрещает приватизацию земель в прибрежной полосе, созданной в соответствии с ВК РФ.
Поскольку порядок использования и охраны земель водозабора определяется ТК РФ и водным законодательством (п.4 комментируемой статьи), взаимодействие этих отраслей российского законодательства имеет важное значение. Водное законодательство и правила, изданные в соответствии с ним в соответствии со ст. 3 ВК РФ основаны на принципах территориальных отношений.
Водный кодекс Российской Федерации предусматривает, что водные объекты являются собственностью Российской Федерации (федеральной собственностью), за исключением случаев, установленных ВК РФ.
Пруд, орошаемый карьер, расположенный в границах земельного участка, принадлежащего субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу, расположены в соответствии с п. 2 ст.
8 ВК РФ соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического или юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Остальные водные объекты, как наземные, так и подземные, находятся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Понятия орошаемого пруда и карьера важны при определении порядка использования и охраны земель и их режима: эти водоемы относятся к сфере недвижимости и являются неотъемлемой частью земли.
Они могут быть объектом продажи, залога и других операций, которые могут быть связаны с отчуждением водных объектов, эти водные объекты могут передаваться от одного лица к другому в порядке, установленном гражданским и земельным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 8 Закона о земле). ВК РФ).
Не допускается отчуждать пруд, орошаемый карьер без отчуждения земли, в пределах которой они расположены. Эти земельные участки не подлежат разделу, если в результате такого раздела необходимо раздел орошаемого пруда или карьера.
Естественное изменение русла реки не приводит к прекращению права собственности РФ на этот водоем. В муниципальной собственности озера, орошаемые карьеры, предназначенные для местных и муниципальных нужд; ими руководят органы местного самоуправления (ст. 27 ВК РФ).
В искусстве. 39 ВК РФ предусматривает права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при пользовании водными объектами. Собственники, собственники и пользователи земель, прилегающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты для собственных нужд, если это не нарушает права и законные интересы других лиц.
Собственники, собственники и пользователи земель, прилегающих к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Собственники водных объектов, водопользователи могут самостоятельно пользоваться водными объектами, осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений в соответствии с п. 1 ст. 39 ВК РФ.
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными водными объектами, то есть водными объектами, доступными для населения, если иное не предусмотрено ВК (см. Также Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 844 «О порядке») порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»).
Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и бесплатно пользоваться ими для личных и хозяйственных нужд, если иное не предусмотрено ВК РФ, иными федеральными законами.
По договору, а также по решению суда права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу других заинтересованных лиц (частный водный сервитут).
Водные сервитуты могут быть установлены для доставки воды, поения и содержания скота, используя водные пути для паромов, лодок и других небольших плавучих сооружений.
В искусстве. Изобразительное искусство. 45, 60, 65 ВК регулируют водные отношения, связанные с охраной почвы, включая водоохранные зоны и прибрежные защитные зоны, их размеры, а также методы использования и защиты.
В частности, установлено, что водоохранные зоны (в настоящее время не предусмотренные ТК РФ) — это территории, граничащие с побережьями морей, рек, ручьев, каналов, озер, искусственных бассейнов и на которых установлен особый режим транспортная хозяйственная и другая деятельность в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиливания этих водоемов и истощения их вод, а также для сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Прибрежные охранные зоны устанавливаются в границах земель водоохранных зон, на территории которых вводятся дополнительные ограничения на ведение хозяйственной и иной деятельности. Согласно п.14 ст.
65 ВК РФ на территории населенных пунктов при наличии водостоков и насыпей границы береговых защитных полос совпадают с парапетами насыпей; Запрещается использовать сточные воды для удобрения почвы, размещения кладбищ, захоронений крупного рогатого скота, захоронений для отходов производства и потребления и т д
В границах земель водоохранных зон допускается проектирование, размещение, строительство, реконструкция и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии, что они оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов.
В прибрежных охранных зонах, помимо ограничений, установленных для водоохранных зон, запрещается распашка земель, захоронение эродированных почв и выпас сельскохозяйственных животных.
В соответствии с земельным законодательством границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос закрепляются на местности соответствующими информационными знаками.
Санитарно-защитные зоны и районы устанавливаются ВК РФ в целях охраны водных объектов, используемых для водоснабжения и хозяйственно-бытовых нужд.
Урегулирование административных правонарушений, в том числе их самовольное завладение, выделено в отдельный состав Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, который предусматривает усиление административной ответственности, обусловленное необходимостью большей защиты данных земельных участков.
Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов разделена на три зоны, в каждой из которых установлен особый режим. Его нарушение влечет за собой административную ответственность, указанную в п. 2 ст. 8.12 КоАП РФ. Первый пояс — зона строгого режима — организован для защиты мест водозабора с истока и прилегающих земель, а также головных конструкций водоводов.
Данная территория огорожена, охраняется, обозначается на местности натурой соответствующими знаками — столбами с надписью (за уничтожение этих специальных знаков может наступить административная ответственность в соответствии со статьей 7.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Запрещается проживание и временное пребывание лиц, не связанных напрямую с работой в акведуках и на заводах.
Второй пояс — зона ограничений — включает территорию, непосредственно прилегающую к источникам водоснабжения и их притокам.
запрещается использовать территорию, которая может вызвать качественное или количественное ухудшение источника водоснабжения; допускается только с разрешения органов санитарного надзора: строительство; уничтожение насаждений; строительство железнодорожных и автомобильных линий; использование земельных участков и водоемов для сельскохозяйственных нужд; занятия физкультурой, купание и т д
Третий пояс — зона наблюдения — охватывает территорию, прилегающую ко второму поясу, неблагоприятное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний по водопроводу. Здесь органы здравоохранения ведут регистры инфекционных заболеваний и проводят систематические эпидемиологические исследования.
В Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и в ст. Изобразительное искусство. 10, 39, 42, 46, 62 ВК РФ предусмотрены правила пользования сантехникой и другими водохозяйственными сооружениями, обязательные для землевладельцев.
На использование и охрану земель водоема также влияют Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, федеральные законы «О внутреннем море, территориальном море и зоне, прилегающей к Российской Федерации», «Об охране озера Байкал» в законодательстве об Арктической зоне РФ.
Споры в этой сфере не единичны. О., П., К и другие граждане подали в суд на администрацию Мытищинского района и ООО «Киприан» в суд о признании недействительным постановления главы администрации, которому был выделен земельный участок возле поселка Яхт-клуб, принадлежащий ООО за расположение яхт-клуба.
Пирогово, а также договор купли-продажи указанного земельного участка, заключенный ответчиками.
Истцы указали, что продажа указанного земельного участка, расположенного в прибрежной оздоровительной зоне водохранилища, противоречит ТК РФ, ВК РФ и нарушает их права на благоприятную окружающую среду и отдых.
Спорный земельный участок находится в природоохранной зоне и на участке водоема, что подтверждается земельным планом.
Вопрос о передаче в собственность земельного участка ООО «Киприан» был решен главой администрации района без согласования с органами управления по использованию и охране водного фонда, охране окружающей среды.
Решением суда заявленные требования соблюдены, постановление главы районной администрации, договор купли-продажи земельного участка, регистрация в ЕГР, свидетельство о государственной регистрации права признаны недействительными.
Поскольку установленный законом порядок предоставления земельных участков был нарушен, суд во главе со ст.
13 ГК РФ признал недействительным постановление главы района, а также мировое соглашение, заключенное с нарушением требований законодательства, утратившее силу.
Регистрация права собственности на юридическое лицо в рамках сделки проводилась с нарушением требований Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Регистрационная палата пояснила, что при проведении государственной регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности на данный земельный участок не располагала информацией о вхождении спорного земельного участка в земли водного фонда.
Земельный план, заверенный уполномоченным районным органом, не содержал информации о наличии прилегающих границ (землепользователей) с водным объектом и обозначался в плане как земли, отнесенные к земле неограниченного использования промышленного назначения.