Всем известно, что есть семьи, в которых дети оказываются в неблагоприятных, а зачастую и опасных для жизни условиях. Это дети, которые не имеют возможности жить нормальной жизнью, плохо питаются, не привыкли к нормам здоровья, негде спать и отдыхать и т.д.
Социальные работники контролируют жилье социально незащищенных семей с целью улучшения жизни несовершеннолетних граждан и влияют на их законных представителей (родителей) или даже удаляют несовершеннолетнего ребенка из семьи, члены которой не реагируют на комментарии и безответственны в воспитании детей.
Обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего
Помимо того, что это обследование является постоянной процедурой в неблагополучных семьях, его принято применять в отношении улучшения условий жизни и обучения детей, находящихся под опекой, и семей, которые намереваются усыновить или усыновить ребенка.
В обоих случаях комиссия констатирует наличие необходимых условий для жизни несовершеннолетнего и составляет документ, проверяющий условия жизни и образования несовершеннолетнего.
Причины проведения проверки жилищно-бытовых условий:
Комиссия по обследованию жилищно-бытовых условий
В состав комиссии могут входить: классный руководитель, социальный педагог, помощник директора школы, участковый полицейский, представитель медицинского учреждения, представитель органов опеки и защиты, детский инспектор, работник здравоохранения и др эпидемиологический надзор, сотрудник БТИ и др., в зависимости от цели обследования.
При осмотре комиссия должна оценить жилищные условия несовершеннолетнего и внести в акт необходимые данные:
Обследование может проводиться как с предварительным уведомлением в определенный день по предварительной договоренности (чаще это касается детей подопечного), так и без предварительного уведомления.
Комиссия должна выяснить, в какой мере обеспечены основные потребности ребенка, и зафиксировать эти данные в акте.
Что касается здоровья ребенка, необходимо указать уровень его развития в зависимости от возраста, наличия заболеваний, необходимости в необходимом лечении и лекарствах, признаков психического или физического насилия.
Что касается внешнего вида несовершеннолетнего, стоит отметить соблюдение правил гигиены, состояние обуви и одежды, наличие одежды на все сезоны и т.д.
Также важна социальная адаптация ребенка: навыки общения с людьми, навыки самообслуживания с учетом индивидуальных особенностей и возраста, поведения и так далее
В отношении обучения и воспитания несовершеннолетнего ребенка следует обращать внимание на успеваемость в школе, посещаемость уроков (в том числе в детских садах), проблемы и успеваемость в учебе с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка, режима, организации досуга время, наличие среды, способствующей развитию.
важно отметить, сохраняется ли безопасность ребенка: нет доступа к опасным предметам, лекарствам, газам, приборам и т.д., есть ли риск причинения вреда ребенку. При описании семейного окружения ребенка комиссия учитывает такие детали, как реальный уход за ребенком, место жительства родственников, описание других людей, проживающих с ребенком (кроме родителей), участие в воспитании ребенка и содержание родственниками, степень взаимоотношений ребенка с родителями, семейные ценности, объем общения законных представителей ребенка, отношения его семьи с соседями, отношения ребенка с детьми и учителями.
Кроме того, важной составляющей акта являются условия собственности (информация о доходах семьи): источники средств (алименты, родительская забота, пособия, пенсии и другие социальные выплаты), примерный среднемесячный доход, информация о доступном имуществе и права ребенка на эту собственность.
Комиссия, созданная для изучения условий жизни несовершеннолетнего гражданина, должна выявить и отразить в акте обследования обстоятельства, представляющие угрозу для здоровья и жизни ребенка, его моральному или физическому развитию, обстоятельства, способствующие нарушению прав и интересов ребенка, охраняемого законом, факты грубого, жестокого, халатного обращения, психологического или физического насилия.
Согласно приказу Минобрнауки РФ (приказ № 334 от 14 сентября 2009 г.) при проверке жилищных условий необходимо обращать внимание на:
состояние стен, пола, потолка квартиры или другого жилого помещения,
Сроки составления акта
Этот акт должен быть составлен в течение трех дней со дня проведения экзамена. Акт составляется в двух экземплярах. Каждый документ заверяется руководителем учреждения, инициировавшего расследование. Один экземпляр необходимо отправить в надзорный орган, второй — в учреждение. Копия акта, заверенная руководителем учреждения или органами опеки и попечительства, должна быть отправлена законным представителям ребенка в течение трех дней.
АКТ обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Образец
Как было сказано выше, опросы могут проводить воспитатели и воспитатели детских садов. Однако у них должна быть веская причина. Например, ребенок систематически нарушает дисциплину, появляется в школе в нетрезвом виде, пропускает занятия, участвует в драках и т.д.
Контроль за условиями жизни учащегося носит превентивный характер, поскольку после выявления причин такого поведения у учащегося учителя ничего не могут сделать, кроме как помогать в обучении или влиять на семью.
Образец заполнения акта
1. Дата проведения опроса: 30.08.2016 г
2. ФИО ребенка: Иванов Виктор Михайлович
3. Адрес: ул. Севастопольская, д. 36, к. 811 (общежитие)
4. Сведения о законных представителях (родителях): мать — Иванова Ирина Петровна, страховой агент ЗАСО «ТАСК», отец — Иванов Михаил Эдуардович, водитель автобуса ЧПОблавтотранс.
5. Участие законных представителей (родителей) в воспитании и содержании ребенка: Мать Ирина Петровна адекватно выполняет свои обязанности по воспитанию ребенка. Виктор часто пропускает школу из-за болезней. По словам Ирины Петровны, она старается учиться. Мама обеспечивает сына одеждой, школьными принадлежностями, средствами личной гигиены, интересуется его образованием и контролирует его использование. Отец Михаил Эдуардович не живет с сыном, родители в разводе с 2007 года, к сыну не ходит, регулярно платит алименты. В комнате живет кошка, за которой хорошо ухаживают.
6. Условия проживания, распорядок дня несовершеннолетнего: режим соблюдается, бытовые условия удовлетворительные (комната 12 м2 с косметическим ремонтом), обеспеченность продуктами на время приезда максимальный, квартира чистая. У Виктора есть отдельное спальное место, в комнате организовано место, где он делает уроки.
7. Состояние здоровья ребенка: на момент обследования ребенок здоров. Мальчик прошел реабилитацию после пневмонии.
8. Отношения несовершеннолетнего с членами семьи: установились доверительные отношения с матерью, в семье есть уважение и понимание.
9. Помощь несовершеннолетнему (семье): мальчику необходима педагогическая помощь: необходимо проверить посещаемость несовершеннолетнего ученика 6б 3 класса общеобразовательной школы города Дмитрова Иванова Виктора Ивановича, его успеваемость по учебным предметам, с l классному руководителю Михалкову Александру Яковлевну, для консультации с законными представителями по вопросам образования.
10. Выводы и аргументированный вывод: мама Ирина Петровна должным образом занимается воспитанием и содержанием своего ребенка. Комната, где живет мальчик, в порядке, запасы еды максимальные, долгов за коммунальные услуги нет.
30.08.2016
Ф.И.О приглашенного учителя А.Я. Михалков
Подпись одного из родителей
Дополнительная информация! Подпись родителей на экзаменационном сертификате не обязательна.