Сегодня мы рассмотрим порядок проезда нерегулируемых перекрестков. Несмотря на то, что правила дорожного движения полностью раскрывают последовательность движения по нерегулируемым перекресткам, у начинающих водителей часто возникают вопросы по этой теме.
Нерегулируемый перекресток, считается таковым, при желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика.
Начнем наш обзор с пункта 13.9 Правил.
13.9. На пересечении неровных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступать дорогу транспортным средствам, приближающимся к основной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.
Самая важная вещь, которую мы должны извлечь из этого параграфа Правил, заключается в том, что когда мы приближаемся к перекрестку на второстепенной дороге, мы обязаны уступать дорогу транспортным средствам, движущимся по главной дороге, независимо от их дальнейшего направления движения, либо движущихся прямо впереди или совершая разворот.При этом необходимо помнить, что включенные указатели левого поворота не обязательно сообщают о намерении повернуть налево, это также может быть поворот.
Перекресток нерегулируемый, синяя машина находится на второстепенной дороге, согласно Регламенту она должна уступить дорогу красной машине.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед негусеничным транспортным средством, движущимся в том же или противоположном направлении по эквивалентной дороге, независимо от направления его движения.
Следующая дорожная ситуация регулируется п. 13.10 Правил.
13.10. В случае, если главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны соблюдать правила проезда через эквивалентные перекрестки дорог.
Знак (табличка) 8.13 «Направление главной дороги» информирует нас об изменении направления главной дороги на перекрестке. Рассмотрим этот момент на двух примерах проезда через нерегулируемые перекрестки. Прежде всего остановимся на ситуации, когда обе машины едут по главной дороге, и здесь водители обязаны, как следует из п. 13.10, применять правила пересечения перекрестков равнозначных дорог (п. 13.11), т. Е. Водитель, который приближается к автомобилю справа должен уступить дорогу.
Нерегулируемый перекресток, синие и красные автомобили движутся по главной дороге и находятся на одних улицах друг с другом. С учетом требований пунктов 13.10 и 13.11 Правил водитель автомобиля синего цвета обязан уступать дорогу автомобилю красного цвета при приближении справа (препятствие справа).
Во втором предложении пункта 13.10 говорится, что водители, ведущие движение по второстепенным дорогам, также должны соблюдать правила проезда через эквивалентные перекрестки дорог (пункт 13.11).
Этим же правилам должны следовать водители, ведущие движение по второстепенным дорогам.
Здесь важно отметить следующее: водители на второстепенных дорогах ориентируются друг на друга согласно пунктам 13.10 и 13.11. А те машины, которые движутся по отношению к ним по главной дороге, уступают дорогу вне зависимости от их дальнейшего направления движения.
На изображении показан нерегулируемый перекресток, на котором главная дорога меняет направление. Желтая и зеленая машины находятся на второстепенных дорогах, но совпадают друг с другом. Водитель зеленой машины должен уступить дорогу желтой.
Мы достигли пункта 13.11, о котором уже упоминалось выше.
13.11. На пересечении равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 Правил, водитель вездехода обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться и водители трамвая.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовым транспортом вне зависимости от направления его движения.
Пункт 13.11 применяется при проезде эквивалентных перекрестков (нет знаков приоритета), а также при пересечении описанных выше перекрестков, где главная дорога меняет направление, о чем нам сообщает знак 8.13 «Направление главной дороги».
На рисунке показан нерегулируемый перекресток, на котором нет установленных сигналов приоритета, соответственно этот перекресток эквивалентен. Красные и синие автомобили движутся по равнозначным дорогам, и их водители должны соблюдать требования пункта 13.11. Водитель синей машины обязан уступить дорогу красной.
В теме «Приоритет кругового движения» вы можете подробнее узнать о правилах движения на кольцевых развязках. Теперь остановимся только на пункте 13.111, который определяет порядок приоритета проезда кольцевых развязок (колец).
13,111. При въезде на перекресток с кольцевой развязкой, обозначенный знаком 4.3, водитель транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этому перекрестку.
При подъезде к перекрестку с круговым движением, а так будет только в одном случае, если перед въездом будут установлены знаки 4.3 «Кольцо», необходимо помнить, что движущиеся по «кольцу» транспортные средства имеют преимущество в проезде движение».
Нерегулируемый перекресток с организованной кольцевой развязкой. Водитель красного автомобиля обязан уступить дорогу синему автомобилю, движущемуся по перекрестку с круговым движением (п. 13.111).
Если на перекрестке с круговым движением установлены знаки приоритета, водители обязаны соблюдать правила проезда через неравные пересечения дорог.
На фото — нерегулируемый перекресток, на котором организована круговая развязка. Синяя машина движется по «кольцу», но в соответствии с установленными знаками приоритета и знаками, указывающими направление основной дороги на перекрестке, она обязана уступить дорогу красной машине.
Остается учесть два пункта правил движения по нерегулируемым перекресткам.
Пункт 13.12 определяет последовательность перекрестков, когда транспортные средства движутся по равнозначным дорогам навстречу друг другу.
13.12. При повороте налево или развороте водитель бездорожья должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по эквивалентной дороге с противоположной стороны прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться и водители трамвая.
И здесь часто возникает недопонимание указанной дорожной ситуации. Он заключается в следующем: при определении последовательности движения на перекрестке водители руководствуются правилами проезда равнозначных перекрестков (от препятствия направо).
Но в этом случае пункт 13.11 не применяется к ситуации, когда транспортные средства движутся по равнозначным дорогам навстречу друг другу. Пилоты между собой обязаны соблюдать пункт 13.12 Регламента. На первый взгляд кажется, что правильное правило вмешательства действительно работает. Ведь при повороте налево (разворот) встречный автомобиль становится для нас препятствием справа, поэтому мы уступаем.
На рисунке нерегулируемый перекресток, синяя машина при повороте налево, руководствуется требованиями пункта 13.12 и уступает дорогу зеленой машине, движущейся из противоположного направления прямо или направо.
И вот почему. Перекресток нерегулируемый, синие и зеленые машины едут по одним и тем же дорогам, и каждый из водителей готовится повернуть налево. При повороте налево автомобили становятся препятствием для друг друга справа, и при соблюдении требований пункта 13.11 Правил дорожного движения каждый из водителей имеет противоречивое обязательство уступать дорогу другому.
Во избежание противоречий в подобных дорожных ситуациях Правила содержат пункт 13.12, регулирующий порядок движения в указанных выше случаях.
При повороте налево или развороте необходимо уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по эквивалентной дороге с противоположной стороны прямо или направо. При одновременном повороте налево или развороте транспортных средств, движущихся навстречу друг другу, уступка не требуется. Но необходимо учитывать, что не все перекрестки позволяют одновременно выполнять указанные маневры, и здесь водителям придется согласовывать друг с другом последовательность проезда.
Последний пункт рассматриваемого Положения не совсем однозначен.
13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (ночь, грязь, снег и т.д.) и отсутствуют знаки приоритета, он должен рассмотреть возможность движения по второстепенной дороге.
На первый взгляд все кажется ясным, наличие покрытия невозможно определить, мы думаем, что находимся на второстепенной дороге.
На рисунке изображен нерегулируемый перекресток, дорога, по которой движется синяя машина, засыпана снегом (не успели убрать), тип дорожного покрытия определить не удается. Согласно пункту 13.13, водитель синего автомобиля должен считать, что он едет по второстепенной дороге, и должен уступить дорогу желтому автомобилю, едущему по асфальтированной дороге.
И тут возникает вопрос, что делать водителю желтой машины? Сигналов приоритета нет. Основная дорога — это асфальтированная дорога, возможно, только по отношению к грунтовой дороге или выездам с прилегающих территорий, и неизвестно, что это за заснеженная дорога в данном случае. Также синяя машина для желтой — это фора справа.
В этом случае с учетом требований пункта 13.13 для водителя желтой машины существует только одна безопасная последовательность действий, прежде чем продолжить движение по перекрестку, убедитесь, что водитель синей машины дает ему путь.
В конце обзора предлагаю вам проверить свои знания правил проезда нерегулируемых перекрестков в небольшом тесте — Перекрестки (проверьте сами). Основные правила движения на регулируемых перекрестках можно найти здесь: Маршруты для контролируемых перекрестков. Если есть вопросы, пишите в комментариях или в группе ВКонтакте — ШКОЛА-ПДД.
важно помнить, что нерегулируемый перекресток требует от водителя большего внимания. Всем удачи на дорогах и безопасного проезда через нерегулируемые перекрестки.