В начале девяностых годов прошлого века в нашем государстве была проведена земельная реформа, и все члены колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей, статус собственника которых подтверждался свидетельством о праве собственности на землю.
Но не все смогли правильно обработать свой надел, и в результате образовались невостребованные земельные паи.
Что это такое
Конституция нашей страны гарантирует гражданам право собственности на землю, но положения статьи 54 Земельного кодекса Российской Федерации предупреждают о принудительном прекращении этих прав в связи с ненадлежащим использованием сельскохозяйственных квот или использованием земли участок с нарушением закона. Так почему же акция получает статус «невостребованной»?
Понятие невостребованной доли дается Федеральным законом n. № 101 от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» — это земельные паи, на которых не проводились сельскохозяйственные работы в течение трех и более лет подряд, за исключением участков, прошедших государственную регистрацию в соответствии с требованиями Федеральный закон n. 218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимого имущества».
После представленных в 2016 году концепция расширилась. Теперь в эту категорию входят сельскохозяйственные квоты:
Принимая во внимание аграрную правовую базу, делается вывод, что невостребованными считаются квоты, которые долгое время не использовались.
Признание доли невостребованной
Обязанность проведения данной процедуры возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ст. 12.1 Федерального закона № 101 от 24 июля 2002 г.).
Администрация сельского совета или городского округа, включающая в свой состав земли сельскохозяйственного назначения, формирует перечень невостребованных земельных долей, подпадающих под указанные основания.
Впоследствии орган местного самоуправления, в ведомстве которого находится сельскохозяйственный участок, который включает такие участки на всей своей площади, официально публикует эту информацию в бумажном издании регионального значения на своем веб-сайте и публикует такие списки на панелях общедоступной информации поселок.
Сельский совет должен завершить всю процедуру не менее чем за три месяца до даты созыва общего собрания собственников земли. Затем специалист сельсовета должен представить на рассмотрение собранию собственников реестр невостребованных земельных долей.
Если владелец сельскохозяйственной квоты необоснованно полагает, что его земля находится в этом списке, он должен отправить свой письменный протест в течение этого трехмесячного периода в местные органы власти района, где находится его собственность. И на заседании земельного совета обнародовать имеющиеся у него доказательства своей невиновности.
Если, однако, общее собрание признало землю собственника невостребованной, суды рассмотрит этот вопрос, написав жалобу на свой адрес.
ВНИМАНИЕ! Момент признания земельных участков невостребованными считается положительным решением общего собрания относительно представленного администрацией списка.
Если по истечении четырех месяцев такое решение не было принято участниками общего собрания, местный исполнительный орган вправе самостоятельно утвердить составленный им список невостребованных земельных долей.
Кто управляет невостребованными земельными долями? Эта прерогатива предоставляется муниципалитетам после прохождения всех этапов регистрации и легализации этих территориальных единиц.
За кем закрепляется право распоряжения
Как оформить невостребованную землю? Муниципалитеты передают в суд апелляционную жалобу о признании права на регистрацию таких акций в собственности муниципалитета. После вступления в законную силу решения суда о признании собственником такой площади муниципальным органом права на регистрацию полученного имущества вступают в силу.
После завершения всего процесса легализации недвижимого имущества администрация сельского совета вправе распоряжаться им в следующих случаях:
- выставить на продажу невостребованные земельные доли по цене не менее 15% от кадастровой стоимости земли,
- сдача в аренду сельскохозяйственному предприятию с целью преобразования и получения прибыли.
Первый способ предусматривает обязательство сообщать информацию о возможности приобретения земли у умершего, у тех, у кого нет наследников, или у граждан, не желающих ответственно распоряжаться своим имуществом.
Преимущественным правом покупки такого участка могут воспользоваться сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства (фермерские хозяйства), занимающиеся обработкой земельной доли более шести месяцев, в том числе этой невостребованной земельной долей.
ВНИМАНИЕ! В случае перевода на продажу земли в категории «невостребованные» ее стоимость уменьшается вдвое.
Но прежде чем выставить на продажу доли «ничейной» земли, муниципалитет оценивает эту территорию бюллетенями, чтобы полностью уточнить стоимость. Все эти манипуляции администрация с / х делает за свой счет. Только после этого он выставляет собственность на аукцион.
Вам может быть интересно: Калькулятор для перевода гектаров в сотни, квадратных метров и наоборот
Согласно результатам проведенных исследований, плодородие земельного участка будет низким, поэтому цена этого участка будет снижена на 20% от первоначально предложенной стоимости. Если после снижения цены земельный участок не был приобретен на повторном аукционе, его стоимость составляет не менее 50% от ранее объявленных цен.
Орган местного самоуправления уведомляет вышестоящий орган исполнительной власти обо всех вариантах изменения цены проданного имущества.
Читайте также: Структура органов местного самоуправления.
Ответственность за надлежащее использование
Владение долей земли — очень ответственное юридическое право собственности.
Владелец обязан возделывать свою землю или сдавать ее в аренду сельскохозяйственным организациям, которые будут преобразовывать ее и извлекать из нее прибыль, определенный процент от которой выплачивается арендодателю в виде арендной комиссии.
Кроме того, такие организации несут ответственность перед собственником земли за неправомерное или неправомерное использование его имущества (ст. 183 ГК РФ). Хозяйства обязаны платить государству соответствующие налоги: на полученную прибыль, земельный налог.
Положения Федерального закона от 28.07.2012 г. 101 от 27 июля 2002 года направлена на регулирование отношений в сфере оборота земель между собственниками и местными исполнительными органами.
Государственные органы, занимающиеся земельным надзором, обязаны постоянно контролировать состояние обрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения. В случае ненадлежащего и незаконного использования сельскохозяйственных квот немедленно реагируйте.
Эти мероприятия проводятся для того, чтобы охватить как можно больше земель для целевого рентабельного использования и позволить хозяйствам заниматься переработкой невостребованных и, следовательно, заброшенных земель.